Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница

О Агни, (и) обладает силой ракшасов!

6 Агни зажигается с помощью Агни,

Поэт, хозяин дома, юноша,

Увозящий жертву, чей рот — языки (пламени).

7 Славь поэта Агни,

Чьи законы непреложны во время обряда,

Бога, прогоняющего болезни!

8 (Если) какой-нибудь устроитель жертвы тебя, о Агни

Как вестника, о бог, почитает,

Стань его покровителем!

9 (Если) кто с жертвенным возлиянием

Захочет привлечь к себе Агни для приглашения богов

Будь милостив к нему, о чистый!

10 К нам, о чистый, светящийся

Агни, сюда привези богов

На жертвоприношение и на наше возлияние!

11 Прославляемый новым песнопением,

Привези нам богатство —

Подкрепление из сыновей!

12 О Агни, со светлым пламенем

Со всеми призывами богов

Насладись (и) этим нашим восхвалением!

I Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница, 13. Гимн-апри

Есть при всем том некоторая часть гимнов РВ, ритуальный характер которых не вызывает сомнений, из них надо прежде всего назвать небольшую группу гимнов-апри (apri букв. умилостивление). Содержание их банально: оно сводится к просьбам к определенным божествам и приглашением их на жертвоприношение. Они неинтересны также в художественном отношении. Смысл их заключается в ином. Формально они примыкают к гимнам Агни, к которому обращены первые три стиха. Апри — название определенного типа литургических гимнов — приглашений ряда божеств на жертвоприношение. Гимны-апри связаны с древним обрядом жертвоприношения животных, который может составлять самостоятельный ритуал или начинать обряд жертвоприношения сомы. В РВ встречается 10 гимнов-апри, причем Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница некоторые стихи и строки переходят из одного гимна в другой. Все эти гимны построены по одной модели. Для каждого стиха задано ключевое слово, набор которых является для данного жанра постоянным. Допустимы лишь очень незначительные варианты ключевого слова в каждом стихе. По этим вариантам, согласно туземной традиции, можно судить о различиях в ритуале у отдельных родов ведийских певцов. Так, в первых трех стихах гимна-апри обращаются к богу огня Агни, который во втором стихе должен быть назван одним из двух священных имен: Нарашанса (naracatsa букв. хвала людей) или Танунапат (tanunapat — сын себя самого). В первом случае в туземном Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница оглавлении гимн называется apram, во втором — apriyah. Лишь изредка могут быть названы оба имени Агни одновременно. По числу ключевых слов гимны-апри могут состоять из 11-ти или 12-ти стихов.



Размер — гаятри.

1-4 Набор ключевых слов: 1. Прекраснозажженый (susamiddha); 2. Танунапат; 3. Нарашанса; 4. Призванный (ilita).

4 Ману или Манус (manu, manus) — имя родоначальника людей.

5…жертвенную солому (barhis) — ключевое слово…Жирноспинную…— Жирноспинная она потому, что ее окропляют жиром.

5c Где возникает мир бессмертных! — По ведийским представлениям боги (= мир бессмертных) спускаются на жертвенную солому.

6-8 Ключевые слова: 6. Врата (dvaro); 7. Ночь и Ушас (naktosasa); 8. Два хотара (hotara).

8…приглашаю Двух божественных хотаров — По предположению Гельднера, здесь имеются в виду божественный хотар Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница Агни и реальный жрец-хотар.

9…богини — ключевое слово. Ида (ila). Nom. pr. Богини, персонифицирующей жертвенное возлияние и молитву. Сарасвати (sarasvati) — Nom. pr. богини молитвы; первоначально персонификация священной реки Ариев РВ. Махи (mahi букв. великая). Имя этой богини встречается наряду с именами Иды и Сарасвати в гимнах апри. Функции ее весьма неотчетливы. Иногда вместо имени Махи в этих гимнах встречается Бхарати.

10 Ключевые слова: 10. Тваштар (tvastar); 11. дерево (vanaspati) — подразумевается жертвенный столб; 12. Свага! (svaga) — возглас, приглашающий богов явиться на жертвоприношение.

1 Прекраснозажженный привези нам

Богов, о Агни, к жертвователю

И принеси жертву, о чистый хотар!

2 (Сделай) сладкой, о Танунапат,

Нашу жертву у богов Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница, о мудрый!

Сделай, чтоб сегодня (ею) насладились!

3 Нарашансу приятного сюда,

На эту жертву, я приглашаю,

Приготовителя жертвы, с медовым языком.

4 О Агни, на быстроходнейшей колеснице,

Призванный, привези богов.

Ты — хотар, поставленный Манусом.

5 Расстелите в правильном порядке жертвенную солому,

Жирноспинную, о умелые,

Где возникает мир бессмертных!

6 Пусть раскроются умножающие космический закон

Божественные врата, неиссякающие, —

Ныне и впредь — для жертвоприношения!

7 Ночь и Ушас, прекрасно убранных,

Я приглашаю на это жертвоприношение,

Чтоб они сели на нашу жертвенную солому.

8 Их, Прекрасноязычных, я приглашаю —

Двух божественных хотаров, поэтов.

Пусть принесут эту жертву для нас!

9 Ида, Сарасвати, Махи —

Три богини, приносящие радость,

Пусть сядут на жертвенную солому, не Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница ошибающиеся!

10 Тваштара, имеющего все формы,

Я приглашаю сюда первым.

Пусть будет он только наш!

11 О божественное дерево,

Отпусти к богам жертвенное возлияние!

Пусть вид дарителя бросится в глаза!

12 (С возгласом) Свага! совершите жертвоприношение

Для Индры в доме у жертвователя.

Туда я приглашаю богов.

I, 14. Ко Всем-Богам

1 Приди, о Агни, для почетного дара (и) песен

С этими Всеми-Богами на питье сомы

И принеси жертву!

2 Тебя призвали Канвы.

Они поют, о вдохновенный, твои молитвы.

Приди, о Агни, с богами!

3 Индру-Ваю, Брихаспати,

Митру (Варуну), Агни, Пушана, Бхагу,

Адитьев, толпу Марутов (приведи сюда!)

4 Приносятся вам соки сомы,

Пьянящие, опьяняющие,

Капли меда, осевшие Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница в сосудах.

5 Призывают тебя ищущие поддержки

Канвы, разложившие жертвенную солому,

Совершающие возлияния, приготовившие (жертву).

6 Жирноспинные, запрягаемые мыслью

Кони, что возят тебя,

(Пусть) при (везут) богов для питья сомы!

7 Этим достойным жертвы, умножающим космический закон,

О Агни, дай в спутницы жен,

Напои (их) о прекрасноязыкий, медом!

8 Кто достоин жертв, кого призываем,

Все они (твоим) языком пусть напьются

Меду, о Агни, под возглас Вашат!

9 Из светлого пространства солнца

Всех рано пробуждающихся богов

Пусть привезет сюда вдохновенный хотар!

10 Со всеми (богами) мед сомы

О Агни, с Индрой, с Ваю,

Пей по установлениям Митры!

11 Ты как хотар, поставленный Манусом,

О Агни, сидишь на жертвоприношениях.

Почти этот наш обряд!

12 Запрягай же в Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница колесницу рыжих,

Буланых, о бог, красных кобылиц!

Привози сюда на них богов!

I, 15. К божествам, получающим жертву в урочное время

Тема — божества, получающие жертву в положенное время (rtudevatan), или цикличность жертвоприношения (rtu) разным богов. Размер — гаятрти.

Исполнение гимна сопровождает ритуал rtugraha, состоящий в том, что в положенное время в строго установленном порядке, жрец приносит в жертву чашу с сомой определенному божеству. Каждому божеству в этой очереди соответствует своя чаша и свой разряд жрецов. Повторяющееся всюду в этом гимне выражение в положенное время (rtuna, rtubhih, rtunr anu) относится к очереди, установленного для данного божества в этом циклическом жертвоприношении.

1 О Индра, пей сому Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница в урочное время!

Пусть войдут в тебя капли (сомы),

Пьянящие, к этому привычные!

2 О Маруты, пейте в урочное время

Из чаши потара! Очистите жертву!

Ведь вы — очень щедрые!

3 Воспевай нашу жертву!

О владыка божественных жен, нештар, пей в урочное время!

Ты ведь даритель сокровищ!

4 О Агни, привези сюда богов!

Посади (их) в трех местах!

Охвати (алтарь)! Пей в урочное время!

5 Из брахманского подношения, о Индра,

Пей сому в урочное время!

Ведь твоя дружба нерушима!

6 Вы двое, о Митра-Варуна, чьи заветы крепки,

Достигли непреодолимой силы действия

(И) жертвы (, получаемой) в урочное время.

7 Даритель богатства (пусть пьет в урочное время)!

С Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница давильными камнями в руках во время обряда

Они призывают бога на жертвоприношения.

8 Даритель богатства пусть дарует нам

Блага, которые славятся!

Их мы добиваемся для себя у богов.

9 Даритель богатства хочет пить.

Приносите жертву (и) выходите вперед.

Из чаши нештара выливайте (сому) в урочное время

10 Когда тебя в четвертый раз почитают

В положенное время, о даритель богатства,

Стань тут же нашим дарителем!

11 О Ашвины, пейте мед,

(Вы,) кому светит огонь, чистые обетом,

Принимающие почитание в урочное время!

12 Как огонь домохозяина, о истинный,

Ты бываешь предводителем жертвоприношения в урочное время.

Принеси жертву богам для почитателя богов!

I, 16. К Индре

1 Пусть привезут тебя буланые кони,

Быка — для питья Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница сомы,

О Индра, тебя — светлые, как солнце!

2 К этим ячменным зернам, смоченным жиром,

Сюда, пусть привезет Индру

Пара буланых коней на самой быстроходной колеснице

3 Индру мы призываем поутру,

Индру — в ходе обряда,

Индру — на питье сомы.

4 Примчись же к нашему выжатому (соме),

О Индра, на пышногривых буланых конях —

Ведь мы приглашаем тебя к выжатому (соме)!

5 Приди на это наше восхваление,

На этот праздник выжатого (сомы)!

Пей, как бык, мучимый жаждой!

6 Эти соки сомы, выжатые

Капли — на жертвенной соломе.

Пей их, Индра, для силы!

7 Это замечательное восхваление

Пусть коснется твоего сердца, самое благодатное!

Так пей же выжатого сому!

8 На каждый праздник выжатого Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница сомы

Индра идет для опьянения,

Убийца Вритры — для питья сомы.

9 Исполни ты это наше желание —

Дай коров, коней, о стосильный!

Мы хотим прославить тебя прекрасной молитвой.

I,17. К Индре-Варуне

1 У Индры-Варуны, двух вседержителей,

Я испрашиваю помощь.

Да будут они милосердны к таким, как мы!

2 Ведь вы приходите на помощь

По зову вдохновенного, как я,

Вы, поддерживатели народов.

3 Наслаждайтесь вволю,

О Индра-Варуна, чтобы (дать потом) богатство!

Об этом мы вас больше всего просим.

4 К вашим силам,

К вашим милостям

Мы хотели бы приобщаться — ведь вы дарите награды!

5 Индра из (богов), дающих тысячу,

Варуна из (богов,) достойных прославления,

Воплощают силу духа, которая должна быть Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница воспета.

6 Это с их помощью

Мы хотим добыть и отложить,

(И) пусть будет еще остаток!

7 О Индра-Варуна, вас двоих я

Призываю для замечательного дарения.

Сделайте нас прекрасно победившими!

8 О Индра-Варуна, в тот самый миг,

Когда молитвы стремятся покорить вас,

Даруйте нам защиту.

9 Пусть достигнет вас прекрасное восхваление,

О Индра-Варуна, с которым я взываю,

Общее восхваление, которое вы сделаете успешным!

I, 18. К Брахманаспати

Тема — Брахманаспати (brahmanas pati букв. господин молитвы — мысль, мудрость, молитва). Размер — гаятри.

1 Выжимателя сомы, громкозвучного,

О Брахманаспати, сделай

Какшивантом, что сын Ушидж.

2 (Тот,) кто богат, кто изгоняет болезни,

Находит добро, умножает процветание,

Пусть будет он Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница с нами, (тот,) кто силен!

3 Да не постигнет нас

Проклятие скупого, коварство смертного!

Защити нас (от этого), о Брахманаспати!

4 Тот муж не гибнет,

Кого Индра, Брахманаспати,

Сома поощряют — (его,) смертного.

5 Ты, о Брахманаспати,

Сома и Индра, Дакшина,

Спасите этого смертного от беды!

6 К Господину сиденья удивительному,

К милому (другу) Индры, достойному любви,

Я обратился ради достижения мудрости.

7 Без кого не ладится

Жертвоприношение даже у вдохновенного,

Тот погоняет упряжку мыслей.

8 Он также приводит к успеху жертвенное возлияние

Продвигает вперед обряд —

(И) возлияние идет к богам.

9 Нарашансу, самого мужественного,

Я увидел, самого широкого,

Щедро дарующего сиденье, как у неба.

I, 19. К Агни и Марутам

1 На этот славный обряд

Ты Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница приглашаешься для защиты (его).

С Марутами приди, о Агни!

2 Ни бог, ни смертный

Не превосходит силой духа тебя, великого.

С Марутами приди, о Агни!

3 (Те,) что знают великое воздушное пространство,

Все-Боги, чуждые обмана —

С Марутами приди, о Агни!

4 (Те) грозные, что запели песнь,

К кому не подступиться с силой, —

С Марутами приди, о Агни!

5 Те сверкающие, с ужасным обликом,

Добрые властители, заботящиеся о чужом —

С Марутами приди, о Агни!

6 (Те,) что на светлом пространстве небосвода

На небе живут как боги —

С Марутами приди, о Агни!

7 (Те,) что сотрясают горы,

Через бурное море (приходят к нам) —

С Марутами Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница приди, о Агни!

8 (Те,) что распространяются с лучами,

Через море с силой (пробиваются), —

С Марутами приди, о Агни!

9 Тебя выпускаю я на мед сомы,

Чтобы ты первым выпил. —

С Марутами приди, о Агни!

I, 20. К Рибху

Размер — гаятри

2c…вытесали (tataksur) — действие, характерное для мастеров-плотников Рибху.

1 Эта хвала божественному роду

Создана вдохновенными — их устами —,

(Она,) приносящая самые большие сокровища.

2 (Те,) что для Индры вытесали умело

Пару буланых коней, запрягаемых словом,

Трудами добились (права на) жертву.

3 Они вытесали для двух Насатьев

Быстроходную колесницу, объезжающую вокруг (вселенной).

Они вытесали дойную корову, всегда доящуюся.

4 Прямодушные Рибху, чьи молитвы истинны,

(Своим) трудом сделали (так),

Что (их) родители Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница стали снова юными.

5 Ваши радости опьянения (сомой) сошлись

С Индрой, сопровождаемым Марутами,

И с Адитьями-царями.

6 И тот новый отделанный

Кубок бога Тваштара

Вы переделали на четыре (кубка).

7 Дайте нам те сокровища — (числом)

Трижды семь — для выжимающего (сому),

По одному за прекрасные прославления!

8 Ведущие обряд удержали (за собой),

Получили жертвенную долю

Среди богов за прекрасное деяние.

I, 21. К Индре-Агни

1 Сюда Индру-Агни я призываю.

Это их хвалить мы стремимся.

Они больше всех пьют сому.

2 Восславьте их обоих на жертвоприношениях!

Индру-Агни украсьте, о мужи!

Воспойте их в песнях (размером) Гаятри!

3 Эти двое — во славу Митре.

Индру-Агни — их мы зовем,

Двух любителей пить Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница сому — на питье сомы.

4 Мы призываем (их двоих,) бывающих грозными,

Сюда, к выжатому соме.

Пусть Индра-Агни придут сюда!

5 Как два великие господина сиденья,

О Индра-Агни, придавите ракшаса!

Да будут бездетными атрины!

6 Силой этой истины бодрствуйте

Над приметным следом!

О Индра-Агни, даруйте защиту!

I, 22. К разным богам

1 Разбуди (тех) двоих, кто запрягает поутру:

Оба Ашвина пусть придут сюда

Для питья этого сомы.

2 Обладатели прекрасных колесниц, лучшие из колесничих,

Оба бога, касающихся неба, —

Этих Ашвинов мы призываем.

3 Ваш медовый кнут,

О Ашвины, что дает благо —

Окропите им жертву!

4 Не бывает для вас далеким,

Когда вы едете на колеснице,

О Ашвины, дом Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница того, кто приносит в жертву сому.

5 Савитара, золоторукого,

Я призываю для поддержки.

Он знаток следа (пути) среди богов.

6 Апам Напата — для помощи,

Савитара прославь!

Мы жаждем твоих обетов.

7 Мы зовем распределителя

Добра, удивительного дара —

Савитара, взирающего на людей.

8 Друзья, усаживайтесь!

Сейчас Савитар достоин нашей хвалы!

Даритель делает дары прекрасными.

9 О Агни, привези сюда

Согласных жен богов

(И) Тваштара на питье сомы.

10 Божественных жен, о Агни, привези сюда

Для помощи: Хотру, Бхарати,

Варутри, Дхишану, о юнейший!

11 Да сопутствуют нам богини со (своей) помощью,

Великие жены повелителей со (своей) защитой,

(Эти) неповрежденнокрылые.

12 Сюда я призываю Индрани,

Варунани — на счастье,

Агнайи — на питье сомы.

13 Великие Небо и Земля

Пусть окропят Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница нам эту жертву!

Пусть они наполнят нас питанием!

14 Ведь богатое жиром молоко этих двух

Лижут (своими) помыслами вдохновенные

На твердом месте Гандхарвы.

15 О Земля, будь покойной,

Без шипов, дающей приют!

Даруй нам обширное убежище!

16 Оттуда пусть помогут нам боги,

Откуда зашагал Вишну

Через семь местностей земли.

17 Через это шагнул Вишну.

Трижды запечатлел он (свой) след.

В его пыльном (следе все) сосредоточено.

18 Три шага прошагал

Вишну — страж, не поддающийся обману,

Оттуда поддерживая законы.

19 Взгляните на деяния Вишну,

Откуда он следит за обетами,

Близкий друг Индры.

20 На этот высший след Вишну

Всегда глядят приносящие жертву,

Как на глаз, разверстый в небе.

21 Вдохновенные, громко прославляющие,

Рано пробуждаясь Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница, зажигают того,

Кто — высший след Вишну.

I, 23. К разным богам

Размер — в основном гаятри, 19 — пураушних, 20 — ануштубх, 21 — пратиштха, 22-24 — ануштубх.

Первая часть гимна (стихи 1 —15) является приглашением разных богов на питье сомы, сопровождающее ритуал выжимания сомы. Вторая часть (стихи 16-24) посвящена восхвалению вод и сопровождает ритуал жертвоприношения водам и очистительное купание.

Стихи I, 23, 20-23 = X, 9, 6-9 (отсутствует только I, 23, 20d).

1 Остры (на вкус) соки (сомы). Приди!

Эти выжатые (соки) смешаны с молоком.

О Ваю, пей их — они поданы!

2 Обоих богов, касающихся неба:

Индру-Ваю, мы зовем

Для питья этого сомы.

3 Индру-Ваю быстрые мыслью

Вдохновенные зовут для поддержки,

Двух тысячеглазых повелителей молитвы.

4 Митру мы зовем,

Варуну для Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница питья сомы,

Двоих, родившихся с чистой силой действия.

5 Кто истиной умножает истину,

Двоих повелителей света истины,

Этих Митру-Варуну я зову.

6 Пусть станет Варуна помощником,

(И) Митра со всеми подкреплениями!

Пусть сделают они нас щедро осыпанными дарами!

7 Мы зовем сопровождаемого Марутами

Индру на питье сомы

Пусть насытится он вместе с (их) толпой!

8 О толпа Марутов с Индрой во главе,

(Вы,) боги, кому Пушан — даритель,

Все услышьте мой зов!

9 Убейте Вритру, о обладатели прекрасных даров,

Вместе с сильным Индрой, как с союзником!

Да не овладеет нами хулитель!

10 Мы зовем Всех-Богов —

Марутов на питье сомы.

Ведь грозны те, чья мать Пришни!

11 Мощно рождается Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница гром

Марутов, как (грозный клич) победителей,

Когда вы едете, чтобы покрасоваться, о мужи.

12 От смеха молнии рожденные

Пусть защитят они нас от нее!

Да будут милостивы к нам Маруты!

13 О Пушан, пылающий,

Пригони (сому,) обладателя пестрой соломы,

Опору неба, (пригони,) как пропавший скот.

14 Пушан пылающий нашел

(Сому) царя, скрытого, тайно положенного,

Обладателя пестрой соломы.

15 И пусть он мне каплями сомы

Добьется шести упряжек,

Словно ячменя напашет на быках.

16 Матери движутся (своими) путями,

Сестры исполняющих обряд,

Смешивая молоко (свое) с медом.

17 Те, кто возле солнца,

Или с кем солнце вместе,

Они подгоняют наш обряд.

18 Я призываю божественные воды,

Где пьют наши Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница коровы.

Рекам надо сделать жертвенное возлияние.

19 В водах — амрита, в водах — целебное средство,

И во славу вод

Будьте мужественны, о боги!

20 Мне сказал сома, что в водах —

Все целебные средства

И Агни всеблагой

И что воды всеисцеляющи.

21 О воды, пожертвуйте щедро целебное средство

Как защиту для тела моего,

И чтобы я долго видел солнце!

22 Унесите прочь, о воды, то,

Что греховно во мне:

Если я обманул

Или если проклял, и (всю) неправду!

23 Сегодня я добрался до вод.

Мы встретились с (их) влагой.

С молоком приди, о Агни!

Соедини меня с блеском!

24 С блеском меня соедини,

С потомством, с долгой жизнью!

Да подтвердят мне это боги!

Да подтвердит Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница Индра вместе с риши!

* * *

Группа гимнов I, 24-30 певца Шунахшепы, сына Аджигарты (Cunahcepa Ajigarti). Автор этих гимнов Шунахшепа — герой легенды, на которую в гимнах содержаться лишь глухие намеки. Она излагается в разных версиях в более поздних источниках, в частности в Аитарея-брахмане 7,16. Бездетный царь, дает обет, что, если у него родится сын, он пожертвует его богу Варуне. Когда, однако, рождается сын, исполнение обета начинают откладывать и в конце концов покупают заместителя — сына брахмана Шунахшепу. Когда того привязали к жертвенному столбу, чтобы привести в жертву, он спас себе жизнь, почтив богов стихами, и был после этого принят в семью риши Вишвамитры Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница.

I, 24. К Агни, Савитару и Варуне

Тема — Агни (1-2), Савитар (3-5), Варуна (6-15). Размер — триштубх, 3-5 — гаятри.

Как указывает Гельднер, в основе гимна лежит просьба тяжело больного человека к богу Варуне, который карает людей за грехи болезнью

1c…вернет нас…Несвязности… — Несвязность (aditi) или nom. pr. богини Адити, к числу сыновей которых принадлежит и Варуна. Имеется ввиду несвязность грехом, т.е. невиновность. Снимая грех с человека, Варуна развязывает петли. Чтоб я видел отца и мать — чтоб я долго жил

3c…о (ты), дающий (sadavan)! — Здесь трактуется как одно слово, вопреки делению в падапатхе на два слова: sada + avan — о всегда помогающий

7 В бездонном…Варуна…Держит…вершину дерева Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница. (Ветви) направлены вниз (abudhne raja varuno vanasyo/rdhvam stupam dadate putadaksan/nicina sinur upari budhna esam/asme antar nihitah ketavah syuh) — Знаменитый стих, вызвавший многие толкования, с интерпретацией которого связана реконструкция важных космогонических представлений РВ. Речь идет о Варуне, держащем перевернутое мировое дерево. Что оно перевернуто, прямо выражено в паде с, с чем находится в противоречии слово stapam в паде b. Значение этого слова по Бетлингу-Роту: чуб, макушка; куполообразный реликварий (у буддистов и джайнов); куча.

13d…да отпустит он петли! — Снять петли — значит снять грех, отсюда — безгрешность перед Несвязностью, или Адити.

1 Милое имя какого бога,

Которого из Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница бессмертных мы сейчас вспомним?

Кто же снова вернет нас великой Несвязанности,

Чтобы я видел отца и мать?

2 Мы вспомним милое имя бога

Агни — первого из бессмертных.

Он вернет нас снова великой Несвязанности,

Чтобы я видел отца и мать!

3 К тебе, о бог Савитар,

Владыке всего желанного,

Мы идем за долей, о (ты,) дающий!

4 Ведь та поистине Счастливая доля,

Что, покоясь за пределами зависти,

Была бесстрастно вложена в твои руки, —

5 У тебя, наделенного Счастливой долей, мы

Хотим приобщиться с твоей помощью

К вершине богатства, чтобы опереться (о нее).

6 Ни твоей власти, ни силы, ни ярости

Никогда не достигли ни те порхающие птицы,

Ни эти воды Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница, непрерывно движущиеся,

Ни (те,) что превосходят неистовство ветра.

7 В бездонном (пространстве) царь Варуна с чистой силой действия

Держит прямо вершину дерева.

(Ветви) направлены вниз. Их основание — наверху.

Да укоренятся в нас лучи!

8 Ведь широкий сделал царь Варуна

Путь для солнца, чтобы следовать (ему).

Безногому он сделал ноги, чтобы приставить,

А еще он отвращает словом даже (того врага), что проник в сердце.

9 Сотня, о царь, у тебя целебных средств, тысяча.

Широким (и) глубоким пусть будет благоволение твое!

Прогони далеко прочь Гибель!

Даже содеянный грех сними с нас!

10 Вон те звезды, что вверху укреплены —

Ночью они видны. Куда же днем уходят?

Непреложны Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница обеты Варуны:

Озирая (все вокруг,) бродит ночью луна.

11 Вот зачем я иду к тебе, почитая (тебя) молитвой,

Вот чего хочет для себя жертвователь с жертвенными возлияниями:

Будь здесь, Варуна, не гневающимся!

О ты с широкой славой, не отними у нас срок жизни!

12 О том ночью, о том днем мне твердят,

О том этот знак явлен из сердца:

К кому воззвал закованный Шунахшепа,

Тот царь Варуна должен освободить нас!

13 Ведь Шунахшепа воззвал, закованный,

К трем колодам привязанный, — к Адитье,

Чтоб освободил его царь Варуна.

Ведун, которого не обмануть, да отпустит он петли!

14 Мы смягчаем твой гнев, о Варуна,

Поклонениями Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница, жертвами, возлияниями.

О власть имеющий Асура-провидец,

О царь, сними с нас содеянные грехи!

15 Вверх — верхнюю петлю с нас, о Варуна,

Вниз — нижнюю, посреди среднюю сними!

Тогда сможем мы, о Адитья, пребывать

В твоем завете безгрешные перед Несвязанностью!

I, 25. К Варуне

Размер — гаятри

7c…знает челны морские veda navah samudriyah

8a-b Месяцев с (их) потомством…кто рожден впридачу — Подразумевается тринадцатый месяц (по лунному календарю

10b Варуна…расположен в водах…— Здесь Варуна отчетливо (ср. также 7c) выступает как морской бог

13с Вокруг сидят соглядатаи — Соглядатаи Варуны — звезды. Здесь Варуна представлен как повелитель ночного неба

15c…в утробах наших — Считалось, что Варуна насылает водянку на грешников.

1 Если Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница, о бог Варуна,

Мы станем нарушать изо дня в день

Твой завет, как племена (- завет царя),

2 Разгневанный, не выдавай нас (своему)

Смертельному оружию на убийство,

Ни ярости (своей), когда ты разгневан!

3 Хвалебными песнями, о Варуна, мы хотим развязать

Твою мысль для милосердия,

Как колесничий — спутанного коня.

4 Далеко ведь летят мои

Обезоруживающие (слова) в поисках лучшего,

Словно птицы — к гнездам!

5 Когда же мужа, воплощающего блеск власти,

Варуну, мы побудим

К милосердию, (его,) далеко смотрящего?

Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 2 | Нарушение авторских прав


documentbdfeqdt.html
documentbdfexob.html
documentbdffeyj.html
documentbdffmir.html
documentbdfftsz.html
Документ Ригведа — великое начало индийской литературы и культуры 2 страница